Урок №23. Союз и аффикс -ki в турецком языке

Приветствую тебя мой дорогой читатель.
В этом уроке предлагаю рассмотреть союз и аффикс ki в турецком языке.

Чем является ki в турецком языке

В турецком языке есть три ki: союз ki, аффикс принадлежности -ki и словообразовательный аффикс -ki. Рассмотрим разницу между ними.

В первую очередь хочу отметить, что

Аффикс -ki в турецком языке не подчиняется законам сингармонизма (кроме огубления -kü в ряде случаев). Служит для образования вторичных прилагательных, а также выступает в роли союза, связывающего предложения. Является ударным.

Словообразовательный аффикс ki в турецком языке

В этой роли аффикс ki образует:

1. Прилагательные от слов с временным значением

Примеры:

yarın – завтра
yarın+ki – yarınki – завтрашний
Yarınki ders saat kaçta? — Во сколько завтрашний урок?
sabah – утро
sabah+ki – sabahki — утренний
Sabahki toplantıya gelmiyorum. — Я не приду на утреннее собрание.
sonra – потом
sonra+ki – sonraki — следующий
Sonraki dersimiz yarın mı? — Наш следующий урок завтра?

Исключения:

Такие слова как dün, bugün, gün, можно отнести к исключениям. Аффикс -ki присоединяясь к этим словам переживая огубление превращается в -kü.

dün – dünkü – вчерашний
bugün – bugünkü – сегодняшний
gün – Cumartesi günkü – субботний – субботнего дня

Примеры:

Pazar günkü partiye geliyor musun? — Ты придешь на вечеринку, которая будет в воскресенье (воскресный день)?
Bugünkü çocuklar çok akıllı. — Сегодняшние дети очень умные.
Dünkü gazete nerede? — Где вчерашняя газета?

2. Прилагательные со значением “находящийся в, на ...” при присоединении к аффиксу местного падежа -daki, -deki, -taki, -teki

Примеры:

odadaki – находящийся в комнате
evimizdeki – находящийся в нашем доме
giyim mağazasının karşısındaki — находящийся напротив магазина одежды
Sinemadaki kız benim arkadaşım. — Девушка, которая в кино, моя подруга.
Uçaktaki yemek çok lezzetli. — Еда в самолете очень вкусная. (Которая в самолете, находящаяся в самолете).
Sınavdaki bazı sorular çok zor. – Некоторые вопросы на экзамене очень сложные.
Rusya’daki şehirler çok temiz. – Российские города очень чистые. (Города в России ...)

Hakkındaki

Из картины выбивается выражение hakkındaki

Присоединяя аффикс -ki к выражению hakkında (о, об, про) мы получаем значение «относящийся, то что относится к»

ekonomik durum hakkındakı — относящийся к экономическому положению, то что относится к экономическому положению.

Если выражение hakkındaki относится к личным местоимениям, то hakkındaki будет соответственно меняться:

Benim hakkımdaki
Bizim hakkımızdaki
Senin hakkındaki
Sizin hakkınızdaki
Onun hakkındaki
Onların haklarındaki

Аффикс принадлежности ki в турецком языке

В сочетании с родительным падежом аффикс -ki позволяет избегать повторного употребления определяемого, образуя субстантивированное притяжательное прилагательное или местоимение.

Примеры:

Ayşe’nin şapkası güzel, seninki de güzel, kız kardeşininki de. — У Айше красивая шляпка, твоя тоже красивая и твоей сестры тоже.

При присоединении аффиксов падежей к аффиксу -ki, между этим аффиксом и аффиксом падежа ставится промежуточный согласный n.

Примеры:

Ben kendi çantamı taşıdım, bu kadınınkini de. — Я нес сумку свою и этой женщины тоже.
Ben onların evlerinden hoşlanıyorum, seninkinden de hoşlanıyorum. — Мне нравится их дом, твой тоже мне нравится.

Если главное слово изафетной конструкции стояло во множественном числе, то заменяющий его аффикс принадлежности -ki превращается в -kiler.

Примеры:

benim kalemlerim — benimkiler
senin kitapların — seninkiler
onun oyuncakları — onunkiler
sınıfın pencereleri – sınıfınkiler

Союз -ki

Союз ki соединяет две части сложного предложения, при этом он является своеобразным исключением из общих правил: главное предложение предшествует придаточному.

Союз ki пишется отдельно от предшествующего и последующего слова.

Этот союз может вводить изъявительное придаточное предложение или передавать различные причинно-следственные отношения. Он также используется для уточнения какого-то члена предложения. В этом случае придаточное предложение ставится после того слова, которое поясняет, и отделяется от главного предложения дефисами.

Например:

Anlat ki anlayayım. (Расскажи, чтобы я поняла.)
Anladım ki ondan bize fayda yok. (Я понял, что нам от него (этого) нет пользы.)

На этом я завершаю урок и мы переходим к чтению. Читать.

Для закрепления выполните домашнее задание. Скачать.
Ответы можно скачать здесь.

Вопросы задавайте в комментариях, я обязательно отвечу.

Желаю плодотворной учебы. До встречи в уроке № 24, в котором рассмотрим образование будущего времени.

Вернуться к уроку 22.

Рейтинг
( 7 оценок, среднее 5 из 5 )
Юлия Ященко/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТУРКРУТ
Комментарии: 2
  1. Timur

    Юля, здравствуйте. В упражнениях предложение:

    Bir süre sonra öğretmen geliyor ve hep birlikte derse başlıyoruz

    Почему ders в дательном, а не винительном падеже: начинаем ЧТО урок, dersi? Хотя это не конкретный урок, так что можно просто ders, нет?

    1. Юлия Ященко (автор)

      Тимур, приветствую Вас.

      Глагол başlamak требует дательного падежа.

      Если мы что-то начинаем, то это что-то ставим в дательный падеж.

      Если что-то начинается само собой, то это что-то должно стоять в основном падеже (именительном).

      Например:

      Derse başlıyoruz. — Мы начинаем урок.

      Ders başlıyor. — Урок начинается.

      Я приводила этот глагол в 10 уроке.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: