Привет! С вами Юлия.
В данной статье мы продолжаем изучение турецкого языка. Я расскажу, как образуется множественное число в турецком языке. Выучим дни недели и числительные. Давайте приступим.
содержание статьи
Множественное число
Образовать множественное число в турецком языке очень просто.
В первую очередь хочу напомнить что:
В турецком языке грамматические показатели присоединяются к концу слова и называются аффиксами.
Показателем множественного числа является аффикс -lar, -ler.
Для того чтобы разобраться в каком случае прибавлять -lar, а в каком -ler, вспомним законы сингармонизма слова. Гласный звук аффикса уподобляется гласной предыдущего слога. Здесь будем использовать признак ряда: если последний слог слова содержит гласные ı a o u, то присоединяется аффикс lar, если же гласные i e ö ü, то ler:
avcı — avcılar (охотник — охотники), baba — babalar (отец — отцы), horoz — horozlar (петух — петухи), armut — armutlar (груша — груши);
isim — isimler (имя — имена), ülke — ülkeler (страна — страны), göz — gözler (глаз — глаза), gözlük — gözlükler (очки — очки (несколько)).
К исключениям относятся слова, заимствованные из др. языков: saatler, harfler, roller.
Аффиксы -lar, -ler являются ударными!
Прилагательное не может принимать на себя аффикс –lar, -ler, иначе оно становится существительным и используется без местоимения «onlar»
Onlar çalışkan – Они трудолюбивы, но Çalışkanlar – Труженики.
Çalışkanlar meydana gidiyorlar. — Труженики идут на площадь.
Дни недели
Pazartesi — Понедельник
Salı — Вторник
Çarşamba — Среда
Perşembe — Четверг
Cuma — Пятница
Cumartesi — Суббота
Pazar — Воскресенье
А теперь прослушайте запись, и повторите дни недели вслух.
Подробнее о днях недели читайте в статье «дни недели на турецком языке с произношением».
Числительные
Ознакомьтесь с количественными числительными:
1 — bir | 10 — on | 100 — yüz |
2 — iki | 20 — yirmi | 200 — iki yüz |
3 — üç | 30 — otuz | 300 — üç yüz |
4 — dört | 40 — kırk | 1 000 — bin |
5 — beş | 50 — elli | 2 000 — iki bin |
6 — altı | 60 — altmış | 3 000 — üç bin |
7 — yedi | 70 — yetmiş | 1 000 000 — bir milyon |
8 — sekiz | 80 — seksen | 2 000 000 — iki milyon |
9 — dokuz | 90 — doksan | 1 000 000 000 — bir milyar |
0 — sıfır | 10¹² — bir trilyon |
Числительные образуются по очень простому принципу.
В турецком языке в двузначных числах, начиная с 11 первыми называются десятки, а потом — единицы (в их первозданном виде):
11 — on bir
12 — on iki
23 — yirmi üç
37 — otuz yedi
69 — altmış dokuz
Круглые сотни образуются путем прибавления к единице слова yüz:
200 — iki yüz, 300 — üç yüz, 400 — dört yüz, 500 — beş yüz, 600 — altı yüz, 700 — yedi yüz, 800 — sekiz yüz, 900 — dokuz yüz.
Тысячи, миллионы и т.д. образуются по такому же принципу:
4 000 — dört bin, 8 000 — sekiz bin, 9 000 000 — dokuz milyon.
Сложные числительные образуются путем прибавления к миллионам тысяч, к тысячам сотен, к сотням десятков, к десяткам единиц:
4 684 375 — dört milyon altı yüz seksen dört bin üç yüz yetmiş beş,
749 874 — yedi yüz kırk dokuz bin sekiz yüz yetmiş dört.
Хочу обратить внимание на один момент. Когда используете одну тысячу и одну сотню bir не употребляем:
1 190 — bin yüz doksan.
2 876 — iki bin sekiz yüz yetmiş altı.
Аффикс множественного числа с числительными
Запомните! В турецком языке существительное в сочетании с числительным употребляется в ед. числе.
Например: üç elma (три яблока), iki kalem (две ручки).
Также, после слов kaç (сколько), birkaç (несколько), az (мало), çok (много) определяемое всегда стоит в форме ед. числа: kaç elma (сколько яблок?), birkaç elma (несколько яблок).
Для небольшой практики почитайте текст к данному уроку.
Читать.
Словарь урока
Данные слова вы встретите в домашнем задании, выучите их.
kitap — книга
kalem- ручка
defter — тетрадь
sınıf — класс
kuş — птица
pencere — окно
öğretmen — учитель
bilgisayar — компьютер
televizyon — телевизор
masa — стол
saat — час, часы, время, счётчик (прибор)
harf — буква
Для закрепления материала, домашнее задание с упражнениями скачайте здесь.
Ответы к упражнениям скачайте здесь.
Надеюсь, вы смогли разобраться. Если у вас остались вопросы, задавайте в комментариях.
До встречи в следующем уроке №3, в котором рассмотрим способы образования вопросительных предложений.
С уважением, Юлия Ященко.