Урок 2. Множественное число. Количественные числительные

Привет! С вами Юлия.

В данной статье мы продолжаем изучение турецкого языка. Я расскажу, как образуется множественное число в турецком языке. Выучим дни недели и числительные. Давайте приступим.

Множественное число

Образовать множественное число в турецком языке очень просто.

В первую очередь хочу напомнить что:

В турецком языке грамматические показатели присоединяются к концу слова и называются аффиксами.

Показателем множественного числа является аффикс -lar, -ler.

Для того чтобы разобраться в каком случае прибавлять -lar, а в каком -ler, вспомним законы сингармонизма слова. Гласный звук аффикса уподобляется гласной предыдущего слога. Здесь будем использовать признак ряда: если последний слог слова содержит гласные ı a o u, то присоединяется аффикс lar, если же гласные i e ö ü, то ler:

avcı — avcılar (охотник — охотники), baba — babalar (отец — отцы), horoz — horozlar (петух — петухи), armut — armutlar (груша — груши);

isim — isimler (имя — имена), ülke — ülkeler (страна — страны), göz — gözler (глаз — глаза), gözlük — gözlükler (очки — очки (несколько)).

К исключениям относятся слова, заимствованные из др. языков: saatler, harfler, roller.

Аффиксы -lar, -ler являются ударными!

Прилагательное не может принимать на себя аффикс –lar, -ler, иначе оно становится существительным и используется без местоимения «onlar»

Onlar çalışkan – Они трудолюбивы, но Çalışkanlar – Труженики.
Çalışkanlar meydana gidiyorlar. — Труженики идут на площадь.

Дни недели

Pazartesi — Понедельник
Salı — Вторник
Çarşamba — Среда
Perşembe — Четверг
Cuma — Пятница
Cumartesi — Суббота
Pazar — Воскресенье

А теперь прослушайте запись, и повторите дни недели вслух.

Подробнее о днях недели читайте в статье «дни недели на турецком языке с произношением».

Числительные

Ознакомьтесь с количественными числительными:

1 — bir 10 — on 100 — yüz
2 — iki 20 — yirmi 200 — iki yüz
3 — üç 30 — otuz 300 — üç yüz
4 — dört 40 — kırk 1 000 — bin
5 — beş 50 — elli 2 000 — iki bin
6 — altı 60 — altmış 3 000 — üç bin
7 — yedi 70 — yetmiş 1 000 000 — bir milyon
8 — sekiz 80 — seksen 2 000 000 — iki milyon
9 — dokuz 90 — doksan 1 000 000 000 — bir milyar
0 — sıfır 10¹² — bir trilyon

Числительные образуются по очень простому принципу.

В турецком языке в двузначных числах, начиная с 11 первыми называются десятки, а потом — единицы (в их первозданном виде):

11 — on bir

12 — on iki

23 — yirmi üç

37 — otuz yedi

69 — altmış dokuz

Круглые сотни образуются путем прибавления к единице слова yüz:

200 — iki yüz, 300 — üç yüz, 400 — dört yüz, 500 — beş yüz, 600 — altı yüz, 700 — yedi yüz, 800 — sekiz yüz, 900 — dokuz yüz.

Тысячи, миллионы и т.д. образуются по такому же принципу:

4 000 — dört bin, 8 000 — sekiz bin, 9 000 000 — dokuz milyon.

Сложные числительные образуются путем прибавления к миллионам тысяч, к тысячам сотен, к сотням десятков, к десяткам единиц:

4 684 375 — dört milyon altı yüz seksen dört bin üç yüz yetmiş beş,

749 874 — yedi yüz kırk dokuz bin sekiz yüz yetmiş dört.

Хочу обратить внимание на один момент. Когда используете одну тысячу и одну сотню bir не употребляем:

1 190 — bin yüz doksan.

2 876 — iki bin sekiz yüz yetmiş altı.

Аффикс множественного числа с числительными

Запомните! В турецком языке существительное в сочетании с числительным употребляется в ед. числе.

Например: üç elma (три яблока), iki kalem (две ручки).

Также, после слов kaç (сколько), birkaç (несколько), az (мало), çok (много) определяемое всегда стоит в форме ед. числа: kaç elma (сколько яблок?), birkaç elma (несколько яблок).

Для небольшой практики почитайте текст к данному уроку.
Читать.

Словарь урока

Данные слова вы встретите в домашнем задании, выучите их.

kitap — книга
kalem- ручка
defter — тетрадь
sınıf — класс
kuş — птица
pencere — окно
öğretmen — учитель
bilgisayar — компьютер
televizyon — телевизор
masa — стол
saat — час, часы, время, счётчик (прибор)
harf — буква

Для закрепления материала, домашнее задание с упражнениями скачайте здесь.

Ответы к упражнениям скачайте здесь.


Надеюсь, вы смогли разобраться. Если у вас остались вопросы, задавайте в комментариях.

До встречи в следующем уроке №3, в котором рассмотрим способы образования вопросительных предложений.

С уважением, Юлия Ященко.

Рейтинг
( 13 оценок, среднее 5 из 5 )
Юлия Ященко/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТУРКРУТ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: