Урок №21. Винительный падеж в турецком языке. Когда он нужен и когда нет?

Приветствую тебя, мой дорогой читатель.
В 10 уроке, словно галопом по Европам 😊, мы уже прошли 5 основных падежей. В этом уроке мы вернемся немного назад и повторим винительный (определительный) падеж в турецком языке (belirtme hali – состояние определенности). Я считаю, что этому падежу (состоянию) стоит уделить больше времени. так как русскоязычные люди зачастую сталкиваются со сложностями в применении этого падежа.

Образование винительного падежа в турецком языке

Аффиксы винительного (определительного) падежа (belirtme hali):
— (у)ı, — (у) i, — (у) u, — (у)ü

Вопросы на которые отвечает винительный падеж:
Kimi? — Кого?
Neyi? — Что?

Винительный падеж в турецком языке образуется при помощи ударного аффикса –(y)ı, –(y) i, –(y) u, –(y)ü и обозначает объект, на который непосредственно распространяется (переходит) действие, выраженное глаголом. Какой-то конкретный объект, который легко отличим от других объектов, относящихся к тому же роду предметов.

Если же предмет выступает как неопределенный, прямое дополнение не принимает окончаний. В этом случае используется слово bir, выполняющее роль неопределенного артикля.

Например:

Bana bir vazo ver. – Дай мне вазу (какую-либо).  Bana bu vazoyu ver. – Дай мне эту вазу (конкретную).  

Если слово оканчивается на согласную, то прибавляем аффиксы -ı, -i, -u, -ü.

Если слово оканчивается на гласную, то вставляется соединительная (у). Гласная выбирается в соответствии с законами гармонии гласных: baş – başı (голова — голову), tuz – tuzu, iş – işi, kilo – kiloyu, yön – yönü.  

Помните про озвончение согласных. t, p, k, ç соответственно переходят в d, b, g/ğ, c:

t → d
p → b
k → g/ğ
ç → c

balık – balığı, büyük – büyüğü, kitap – kitabı, kâğıt – kâğıdı, borç – borcu.

Запомните исключения: üç – üçü (три – троих), yük – yükü (груз – груз), Türk – Türkü (турок – турка), top – topu (мяч – мяч), turp – turpu (редиска — редиску). Ну и на всякий случай kaç –kaçı (сколько – сколько), может быть, пригодится.

В некоторых словах, состоящих из двух слогов, при прибавлении аффикса (любого, не только этого падежа), начинающегося с гласной, узкий гласный второго слога выпадает. Как правило, это слова по значению, связанные с жизнью человека и его органами. Этот момент часто присутствует в арабских заимствованиях. Проверяйте по словарю.
Еще я заметила, что выпадающими буквами, обычно являются: ı, i, u, ü.

Примеры с винительным падежом:

Bu kitabı okuyorum. – Эту книгу читаю.
Müşteri ekmeği gazeteye sarıyor. — Покупатель заворачивает хлеб в газету.
Şu kızı tanıyor musun? – Ту девушку знаешь?
Hangi kitabı okuyorsun? – Какую книгу читаешь?.
Dadı çocukları topluyor ve kreşe götürüyor. — Няня собирает детей и отводит в детский сад.

Еще раз уточняю. Сначала нужно понять то, что мы применяем винительный падеж в турецком языке, когда речь идет о конкретном предмете.

Например:

1. Mağazadan gömlek aldım. (Основной – именительный падеж)

В этом предложении говорится о том, что я был в магазине и купил рубашку. Вы не уточняете какую рубашку, т.е для вашего собеседника и Вас это просто рубашка, да и не важно какая. Здесь акцент идет на то, что Вы были в магазине и купили рубашку, объясняете, что Вы делали.

2. Mağazadan mavi gömlek aldım. (Основной – именительный падеж)

И здесь речь идет о какой-то рубашке. Собеседник впервые слышит о какой-то синей рубашке.

3. Mağazadan mavi gömleği aldım. (Винительный падеж)

Допустим Вы с другом ранее видели синюю рубашку, и вот сейчас Вы говорите ему о том, что Вы купили именно ту рубашку. Вот в этом случае мы ставим рубашку в винительный падеж.

Правила применения винительного падежа

Существуют некие правила применения винительного падежа:

1. Когда перед определяемым объектом стоит указательное местоимение “bu, şu, o” или вопросительное местоимение “hangi”. А также с такими словами как bugünkü — сегодняшний, dünkü — вчерашний ( bütün, bazı
) и т.д., так как они так же являются уточняющими.

Например:

Bu kitabı okuyorum. – Я читаю эту книгу.

Şu kızı tanıyor musun? – Ты знаешь ту девушку?

Hangi kitabı okuyorsun? – Какую книгу ты читаешь?

 2. Когда стоит аффикс принадлежности. Но, в этом случае помним о соединительной прокладке “n” после аффикса принадлежности третьего лица.

Например:

Senin kitabını okuyorum. – Твою книгу читаю.

Onun arabasını alıyorum. – Покупаю его машину.

Теперь, эти примеры должны быть более понятными для вас.

3. Если между прямым дополнением и глаголом стоит другое слово.

Например:

Marketten ekmek alıyorum.
Ekmeği marketten alıyorum.

4. В случае с именем собственным, также употребляем винительный падеж.

Ben Ali’yi arıyorum. – Я ищу (звоню) Али.

Ben İstanbul’u seviyorum. – Я люблю Стамбул.

Если в предложении мы не употребляем существительное, а применяем только указательные местоимения “bu, şu, o”, то к ним аффикс падежа присоединяется с помощью той же соединительной прокладки “n”.

Выглядит это следующим образом:

Bu kitabı alıyorum. – Я беру эту книгу. (употребляем существительное)

но

Bunu alıyorum. – Я беру это. (без существительного)

Помните, что правила падежей действуют только при наличии глагола.
Без глагола эти правила не действуют.

Например:

Bu kız çok güzel. — здесь существительное Kız не стоит в винительном падеже, так как в предложении нет глагола.

Bu çok güzel kızı seviyorum. – здесь мы видим наличие глагола и соответственно винительный падеж.

Как итог, винительный падеж применяем когда хотим выделить предмет.

Особенности некоторых глаголов

В следующих глаголах обратите внимание на то, как меняется смысл при применении разных падежей:

-i (вин. падеж) gez – обойти что-либо (целиком): Necat bahçeyi geziyor. – Неджат обходит (весь) сад.

-de (местн. падеж) gez – погуляй где-либо: Oksana bahçede geziyor. – Оксана гуляет в саду.

-i (вин. падеж) vur – убей кого-либо: Jandarma o adamı vuruyor. – Жандарм убивает того человека.

-e (вин. падеж) vur – ударь кого-либо, по чему-либо: Natali topa vuruyor. – Натали ударяет по мячу.

-i (вин. падеж) -e (дат. падеж) sar – заверни что-либо во что-либо: Parayı kâğıda sar. – Заверни деньги в бумагу.

На этом я завершаю урок и мы переходим к чтению. Читать.

Если, все еще, остались вопросы, буду рада ответить на них в комментариях!
Желаю всем успехов в учебе!

Вернуться к уроку №20.
Перейти к уроку №22.

В моем основном и бесплатном телеграм-канале Телеграм Туркрут | Турецкий язык вы можете получить дополнительный материал.
Также вы можете подписаться на платный телеграм-канал, в котором я делюсь контентом в рамках грамматики уровней А1 и А2.
ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ подписка на телеграм-канал уровня А1-А2 стоит 1037 рублей. Оплата автоматически списывается каждый месяц!!! Отписаться от канала можно в любой момент!!!
Жми и подписывайся на канал А1-А2
Рейтинг
( 16 оценок, среднее 4.56 из 5 )
Юлия Ященко/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТУРКРУТ
Комментарии: 5
  1. Леонид

    В начале статьи у Вас небольшая ошибка: вопросы, на которые отвечает винительный падеж — кого/что

    1. Юлия Ященко (автор)

      Леонид, спасибо за ценную помощь )).

    2. Nataliya

      Добрый вечер!

      Ошибка где?написано верно: kimi- кого?neyi -что?

  2. Тимур

    Юля, здравствуйте.

    С Вашего позволения пара вопросов по заданию. Упражнение 4.

    9. Kapıcı saat 20.30'da çöpler / çöpleri topluyor. Почему вы выбрали çöpleri, если по контексту kapıcı собирает какой-то мусор, а не конкретный?

    10. Dün akşam konserde liseden bir arkadaşım / arkadaşımı gördüm. Почему вы выбрали arkadaşımı, если это один из друзей, а не конкретный?

    Спасибо.

    1. Юлия Ященко (автор)

      Тимур, здравствуйте. С удовольствием отвечу на ваш вопрос.

      По правилам турецкого языка, если в предложение существительное, с которым производится действие стоит во множественном числе оно должно стоять в винительном падеже. Отсюда и окончание -i.

      По поводу arkadaş. Существует правило: после аффиксов принадлежности употребляем винительный падеж. А в вашем примере arkadaşımı, ım – это аффикс принадлежности. Правило №2.

      Надеюсь, смогла ответить на ваши вопросы 😊.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: